Тофаларский язык

Общие сведения о языке

Самоназвание этнической группы

Библиография по тофаларскому языку

Самоназвание тофаларов – тоъфá, с дореволюционных времен вплоть до 1930-х. годов их называли карагасами. Это их название произошло от искаженного наименования одного из тофаларских родов кара-һааш, о чем писали еще М.А. Кастрен и В.В. Радлов. О том, что сам себя этот народ называет тофа утверждал в середине XIX в. Ю.П. Штубендорф.

Варианты названия и самоназвания языка

Свой язык тофалары называют тоъфа дыл. Других вариантов нет. По своей генетической принадлежности это тюркский язык. Н.А. Баскаков в своей классификации тюркских языков, являющейся общепринятой в России, относит тофаларский язык к уйгуро-тукюйской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков. Сюда же он включает и тувинский язык наряду с древними языками орхоно-енисейских тюрок и уйгуров. В результате наших исследований родственных связей тофаларского языка выяснилось, что он вместе с современными тувинским и сойотским языками России, языками цаатанов, уйгуро-урянхайцев и тувинцев Цэнгэльского сомона Монголии, кёк-мончаков Монголии и Китая образует группу близкородственных так называемых саянских тюркских языков, объединяемых единством происхождения от древних уйгурского и огузского языков. С саянскими языками через уйгурский язык связан своим происхождением и якутский язык. Наши сравнительно-исторические исследования тофаларского языка показали, что саянская группа в свою очередь делится на два ареала: степной и таежный. Степной образуют языки тувинцев Республики Тыва РФ, тувинцев Цэнгэльского сомона Монголии и кёк-мончаков Монголии и Китая. В таежный ареал входят тофаларский и сойотский языки России, языки цаатанов и уйгуро-урянхайцев Монголии. Языки этого ареала имеют в своем строе множество специфичных и архаичных черт и заметно отличаются от языков степного ареала. Носители языков обоих ареалов различаются и по своим хозяйственно-культурным типам: представители степного ареала обитают в степной местности Тувы и Монголии, ведут, подобно монголам, номадное скотоводческое хозяйство и разводят тех же домашних животных – верблюдов, лошадей, яков, коров, овец и коз, по религиозной принадлежности – буддисты. Представители же таежного ареала искони населяют Саянскую горную тайгу и еще недавно вели образ жизни кочевых оленеводов-охотников, перейдя в настоящее время на оседлость. Оленеводство у них сейчас носит отгонный характер. В качестве религии у них был принят шаманизм.

География распространения языка

Тофаларский язык распространен на территории так называемой Тофаларии, которая расположена на северо-восточных склонах Восточного Саянского хребта. Административно это Нижнеудинский район Иркутской области РФ. Современная Тофалария состоит из трех сельских администраций – Алыгджерской, Верхнее-Гутаринской и Нерхинской. Кочевавшие до конца 1920-х. гг. тофалары живут ныне оседло в 3 селах – Алагджер, Верхняя Гутара и Нерха. При кочевой жизни, т.е. еще совсем недавно, где-то 70 с небольшим лет тому назад, тофалары расселялись тремя группами:

  1. Северо-западная группа, которую сами тофалары называли соңгуу ааллар, состояла из представителей родов һааш, сары һааш, қара һааш, их происхождение связано с хакасами-качинцами.
  2. Юго-восточная группа, называвшаяся по-тофаларски буруңгуу ааллар, состояла из членов родов чоғду, ақ чоғду, қара чоғду, имеющих общее происхождение с тувинцами рода чооду, а также с цаатанами рода чогду.
  3. Центральная группа – по-тофаларски оъртаа ааллар – включала представителей рода чептэй, происходящего от нижнеудинских бурят рода мааньжираг.
При переводе на оседлость тофаларов северо-западной группы поселили в пос. Верхняя Гутара, тофаларов юго-восточной группы – в пос. Алыгджер, центральной – в пос. Нерха. Население ныне в этих поселках смешанное в результате перекрестных браков между представителями разных родов.

Языковые контакты

В настоящее время тофаларский язык активно контактирует с русским языком, обогащая за счет него свой лексический состав. При кочевой жизни тофаларский язык контактировал как с окинским и нижнеудинским бурятскими говорами, так и с соседними тюркскими языками – сойотским и тувинским-тоджинским. В тофаларском языке имеются, кроме того, множество лексических заимствований из средневекового монгольского языка, свидетельствующих о былых длительных контактах тофаларов со средневековыми монголами.

Численность носителей языка

Современные тофалары - один из самых малочисленных тюрко-язычных народов Российской Федерации. По данным последней Всесоюзной переписи населения (1989 г.) их насчитывалось 731 чел., а по переписи населения России 2002 г. - 723 чел., подавляющее большинство которых – 681 чел. – являются сельскими жителями (официальные данные на сайте www.perepis2002.ru). По своему статусу они отнесены к народам Севера. Тофалары являются одним из древнейших народов Саян, занимающихся охотой и оленеводством.

Из-за малочисленности и давнем смешении представителей разных родов под влиянием закона экзогамии язык современных тофаларов достаточно однообразен на всей территории их расселения, хотя можно наблюдать и некоторые незначительные различия главным образом в фонетике и лексике в речи тофаларов из Верхней Гутары (этническая группа һааш) и Алыгджера (этническая группа чоғду). Нерха примыкает к Алыгджеру. Различия незначительны и не носят принципиального классифицирующего характера, поэтому не дают оснований выделять в тофаларском языке диалекты и говоры. Главным отличием в фонетике является разный тип губной гармонии гласных – в Верхней Гутаре преобладает хакасский тип, восходящий к кыпчакско-кыргызскому (после гласного о первого слога произносят ы, например: қолым – моя рука), в Алыгджере и Нерхе – тувинского типа, восходящий к огузо-уйгурскому (после первослогового о произносят у, например: қолум – моя рука). Кроме того, гутаринцы во многих словах с конечным согласным произносят вместо него , например: дай вм. дағ – гора, суй вм. суғ – вода, улуй вм. улуғ – большой и т.п. Наблюдается также наличие нескольких слов как в Верхней Гутаре, так и в Алыгджере, различия в семантике ряда лексем.

Лингвистическая характеристика языка

Фонологические сведения

Тофаларский язык по своему строю типичный тюркский язык. Его звуковой строй содержит в системе вокализма общетюркские краткие гласные фонемы твердого ряда – а, о, у, ы, мягкого ряда – э, ө, ү, и. Этот ряд дополнен двумя фонемами - ә, i. Спецификой тофаларского языка является наличие в нем еще кратких фарингализованных фонем твердого и мягкого рядов – аъ, оъ, уъ, ыъ, эъ, өъ, үъ, иъ, әъ, iъ, а также тех же долгих фонем – аа, оо, уу, ыы, ээ, өө, үү, ии, әә, ii. Это позволяет различать больше слов по качеству гласного, например: ас ‘горностай’ – аъс ‘повесь’ – аас ‘рот’; кээр ‘придет’ - кәәр ‘покрошит’. Консонантизм состоит из губных – б, в, м, п, ф, переднеязычных – т, д, с, з, ш, ж, н, л, р, среднеязычных – й, ч (ть), ҷ (дь), нь, заднеязычных – к, г, ң, ғ, увулярных – қ,ғ, ң, фарингальных – һ, һь. Особенностью тофаларского языка в области консонантизма является фонематичное противопоставление не глухих и звонких фонем, а сильных и слабых. Слабые при этом могут быть как звонкими, так и глухими. Сильные согласные всегда глухие и произносятся с придыханием, перед ними употребляются фарингализованные краткие гласные. Например: қап ‘мешок’ – қаъп ‘схвати ртом’. Отличает тофаларский язык также чередование сильного ш с мягким һь, например: баъш ‘голова’ – баъһи ‘его голова’, а слабого ш – со звонким слабым ҷ, например: баш ‘язва’ - баҷы ‘его язва’.

Морфология и грамматика

Тофаларский язык по типу своего грамматического строя относится к агглютинативно-аналитическим языкам. Морфологическая структура тофаларского слова носит общетюркский характер: слово состоит из корневой морфемы, словообразовательного, формообразовательного и словоизменительного аффиксов, присоединяемых к корню именно в этой последовательности. Образование новых слов осуществляется как аффиксальным, так и неаффиксальным способами. Состав классов слов и частей речи тот же, что и в других тюркских языках – выделяется класс знаменательных слов с группами назывных и указательных слов, классы служебных, модальных, аффектных и изобразительных слов. У знаменательных слов те же грамматические категории – у существительных категории числа, принадлежности, падежа, определенности/неопределенности. Категории грамматического рода нет. У глагола – виды, залоги и наклонения. В рамках последнего происходит спряжение глаголов по лицам.

Лексический состав в своей основе общетюркский. Наблюдается заметное количество архаичных словоформ, восходящих как к древнеогузскому языку, так и к древнему уйгурскому. Много заимствований из бурятского языка, а также из средневекового монгольского. В тофаларский язык вошло также немало слов из русского языка в разные эпохи – как до ревоюции, так и в советское время.

Синтаксические сведения

Синтаксический строй сохранил древнетюркский тип, в котором почти нет союзов, а вместо придаточных предложений используются деепричастные и причастные обороты.

Социолингвистическая характеристика языка

Юридический статус, состояние языка в настоящее время

После создания в 1986 г. письменности для тофаларского языка, а с 1990 г. официального введения его преподавания в тофаларских школах приостановился процесс его умирания. Усилилась его функция как средства общения внутри тофаларского этноса, молодежь стала больше использовать родной язык при коммуникации. В настоящее время этот язык является языком школьного изучения.

Письменность и орфография

Письменность для тофаларского языка основана на кириллице, как и письменность других тюркских народов бывшего СССР. Для специфических тофаларских фонем приняты буквы с диакритикой. К русскому алфавиту добавлены буквы қ, ғ, ҷ, һ, ң, ө, ү, ә, i. Долгота обозначается удвоением буквы, фарингализация – подстановкой после буквы твердого знака.

Степень изученности и история изучения языка

Тофаларский язык начал изучаться давно. Первым его исследователем был М.А. Кастрен. В 1857 г. была издана на немецком языке его книга «Versuch einer koibalischen und karagassischen Sprachlehre» (St.-Pb.). Следующим лингвистом был Н.Ф. Катанов, посетивший кочевья тофаларов в 1890 г. Его записи образцов тофаларской речи и фольклора были опубликованы В.В. Радловым («Образцы народной литературы тюркских племен. Ч. IX. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведенные Н.Ф. Катановым». Тексты. СПб., 1907. С. 614-657; Перевод. СПб., 1907.). В 1930-е гг. небольшие записи тофаларских текстов, опубликованных позднее, произвела Н.П. Дыренкова. Ею была написана статья о тофаларском языке с приложением этих текстов (Дыренкова Н.П. Тофаларский язык // Тюркологические исследования. М.;Л., 1963. С. 5-24.). С 1964 г. изучением тофаларского языка начал заниматься В.И. Рассадин, собравший с тех пор по настоящее время большой фактический материал по тофаларскому языку. За это время им написаны и защищены кандидатская «Лексика современного тофаларского языка» (1966 г) и докторская «Тофаларский язык и его место в системе тюркских языков» (1983 г.) диссертации, опубликованы монографии «Фонетика и лексика тофаларского языка» (Улан-Удэ, 1971) и «Морфология тофаларского языка в сравнительном освещении» (М.: Наука, 1978), «Тофаларско-русский словарь. Русско-тофаларский словарь» (Иркутск, 1995), «Легенды, сказки и песни седого Саяна. Тофаларский фольклор» (Иркутск, 1996). В 1986 г. очередная сессия Иркутского облисполкома утвердила созданную им письменность и правила орфографии для тофаларского языка. В 1989 г. был издан составленный им 1-й тофаларский букварь, в 1990 г. книга для чтения для 1-го класса, в 1994 г. книга для чтения во 2-м классе тофаларских школ. С 1990 г. официально началось преподавание тофаларского языка в начальных классах тофаларских школ, продолжающееся до сих пор.

Фотографии

Баканаев Николай Сергеевич – знаток тофаларских сказок
Фото из архива В.И. и И.В. Рассадиных

Фото из архива В.И. и И.В. Рассадиных

Google
WWW lingsib.iea.ras.ru
© ИЭА РАН, 2005 г.
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве