|
|
|
Тематический блок I
Социолингвистический контекст бытования языков, находящихся под угрозой исчезновения
Кураторы – В.И. Рассадин и О.А. Казакевич
- Рассадин В.И. О проблемах возрождения и сохранения языков некоторых малочисленных тюркских народов Южной Сибири (на примере тофаларского и сойотского языков) [ текст ]
…В настоящее время вновь во весь рост встал вопрос о праве народов на национальную культуру и язык. Проблема возрождения и сохранения культур и языков малых народов России, особенно малочисленных народов Сибири и Севера, сделалась весьма актуальной и животрепещущей. Если в первые годы советской власти национальные культуры и языки у этих народов были еще живы и активно использовались, а проблема состояла лишь в том, чтобы этим языкам дать письменность, то сейчас ситуация изменилась настолько, что следует спасать и возрождать не только языки, но и народы…
- Назаров И.И. Исчезающий язык кумандинцев: современное состояние и пути сохранения [ текст ]
…Современное состояние кумандинского языка можно охарактеризовать как двуязычие с нарастающим преобладанием русского языка во всех сферах жизни. Если в ближайшее время не произойдет никаких решительных изменений, то не останется ни одного носителя «кумандинского диалекта» и в этнографических публикациях нам придется оперировать формулировками вроде: «кумандинцы — в прошлом тюркоязычный народ, говорящий ныне на русском языке»…
- Казакевич О.А. Функционирование языков коренных малочисленных народов на территории Ямало-Ненецкого АО, Туруханского р-на Красноярского края и Эвенкийского АО [ текст ]
…Все малые языки региона функционируют в ситуации почти стопроцентного двуязычия их носителей. Представители коренных малочисленных народов Севера, совсем не владеющие русским языком, сегодня большая редкость. Их можно встретить только в старшем поколении или среди детей дошкольного возраста в семьях оленеводов… Среди селькупов и кетов русским языком владеют все. Передача языка от родителей к детям сохраняется у тундровых и лесных ненцев, у оленных хантов, а также в двух селькупских и одном эвенкийском поселке. У кетов внутрисемейная передача этнического языка прекратилась повсеместно…
- Плужников Н.В. Родной язык в системе ценностей современной культуры народов Севера [ текст ]
…Согласно истории народов Сибири, перемена образа жизни и способа самообеспечения со всеми вытекающими культурными последствиями чаще всего происходили при сохранении родного языка, как это, например, случилось с ненцами, вытесненными в тундру обскими уграми и ставшими там крупнотабунными оленеводами…
- Гирфанова А.Х. Современное состояние удэгейского и орочского языков [ текст ]
…Помимо трудностей объективного характера, необходимо отметить, что «академический» подход к исчезающим языкам, к сожалению, характеризуется своеобразной конъюнктурностью, при которой первостепенными оказываются не запросы и интересы живых людей, а собственные амбиции, порой граничащие с абсурдом…
- Самарина И.В. Об опыте создания базы данных «Языки России: социолингвистический портрет» [ текст ]
…БД «Языки России: социолингвистический портрет» содержит информацию по функционированию 86 языков РФ, среди которых и исчезающие языки Сибири. В сообщении будут затронуты вопросы информационного наполнения, программного обеспечения БД, возможности и перспективы ее развития…
|
|