Шенцова И.В.Кузбасская государственная педагогическая академия г. Новокузнецк Изучение родного языка в условиях вузовского и послевузовского образования шорской молодежьюШенцова Ирина Витальевна Шорский язык (один из тюркских языков Южной Сибири) отнесен к языкам, находящимся на грани исчезновения [1]. В современной языковой ситуации обнаруживается гуманитарный аспект (язык – это одно из важнейших проявлений цивилизации, историческое наследие всего человечества) и прагматический аспект (коммуникативная значимость языка, степень его распространенности, проблемы, связанные с передачей языка следующим поколениям). Общее число шорцев по данным на 2002 г. составляет 13 900 человек, из них 11 600 проживают в Кемеровской области (Кузбассе). Исконная территория проживания шорцев – Горная Шория (юг Кузбасса). С исторической точки зрения шорцы в значительной степени гетерогенное этническое образование, что проявляется в настоящее время в социально-культурных и диалектных различиях [2]. Сформировавшиеся к началу ХХ века два этнолингвистических ядра – мысковский (по названию г.Мыски) и таштагольский (по названию г. Таштагол) - в условиях интенсивной индустриализации Кузбасса развиваются достаточно автономно, что препятствует полной интеграции шорцев. Для описания состояния исчезающего языка и для составления прогноза актуальны данные о количестве владеющих родным языком по нескольким параметрам (возраст, этническая принадлежность супруга / супруги и его / ее язык, сфера использования родного языка). К настоящему моменту проведены социолингвистические исследования шорцев «мысковского этнолингвистического ядра» [3]. Наши наблюдения за последние 20 лет позволяют нам предположить, что аналогичную картину можно наблюдать и в пределах «кондомского этнолингвистического ядра». Приведем статистические данные, полученные в результате опроса шорцев Чувашенского сельсовета г.Мыски [4]. Так, свободно владеют родным языком: шорцы старше 50 лет –100%, шорцы 30-50 лет - 55% , шорцы до 30 лет – 20%. Совсем не владеют родным языком 26% шорцев 30-50 лет. С трудом говорят по-шорски или с трудом понимают шорскую речь 80% шорцев до 30 лет и 19% шорцев 30-50 лет. С точки зрения перспективы преподавания шорского языка приведенные данные являются достаточно прочным основанием для продолжения изучения родного языка шорцами в учебных заведениях, возобновленного после почти 50-летнего перерыва, в 1989 г. В настоящее время родной язык и литературу шорские дети изучают в начальной и средней школе в разных формах организации учебного процесса, чаще всего на уроках шорского языка в рамках вариативной части учебного плана. Число школ, в которых преподают родной язык шорским детям, колеблется, но постоянно шорский язык преподают в трех школах района г.Мыски и г.Междуреченск, в трех - четырех школах района г. Таштагол. В системе высшего филологического образования шорский язык и литературу изучают в качестве дополнительной специальности на факультете русского языка и литературы в КузГПА - Кузбасской государственной педагогической академии - в г.Новокузнецке (ранее пединститут) с 1989 г. Первый выпуск (5 человек) состоялся в 1994 г., с этого времени выпуски специалистов, получивших квалификацию «учитель русского языка и литературы, учитель шорского языка и литературы» производятся ежегодно. Всего (на 2005 г.) выпущено 97 человек. На отделении шорского языка и литературы (с 1 по 5 курсы) сейчас обучаются 57 человек. Таким образом, «жизнь» шорского языка в его литературной форме поддерживается преобладающим количеством молодого поколения шорцев (конечно, в основном за счет школьного обучения, т.к. лишь часть выпускников школы поступают в педагогическую академию на специальность «учитель шорского языка»). В 2002 г. в аспирантуре КузГПА открыта специальность 10.02.02 «Языки народов России (шорский язык)». В 2005-2006 учебном году в аспирантуре по указанной специальности обучаются 5 человек. Аспирант первого года работы аспирантуры Д.М.Токмашев успешно завершил обучение с представлением диссертации к защите. Из всех 6 аспирантов 4 человека являются представителями шорского (3 человека) и телеутского (1 человек) народов, два аспиранта – русские. Таким образом, к изучению родного языка привлечена значительная часть шорской молодежи. Действительно, такая организация образования шорцев является гуманитарным актом государства, так как количество специалистов по родному языку шорцев больше, чем количество рабочих мест. Фактически шорцы-филологи трудоустроены по своей основной специальности («русский язык и литература»), по смежным специальностям (работают в музеях, средствах массовой информации), получают второе высшее образование. В связи с этим встает вопрос о концепции высшего образования в России. Так, поиск интегральной национальной идеи приводит общественных деятелей к тому, что именно система образования России объединяет все этносы в единую общность. В связи с этим государство не должно ограничивать возможности населения в получении высшего образования. Имея огромный экономический потенциал, государство должно по-иному распределять статьи расходов, не урезая, а увеличивая финансирование сферы образования. Примечания
|
|
© ИЭА РАН, 2005 г.
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
|