А.А. Петров

директор ИНС РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена – общероссийский центр подготовки кадров для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (из опыта работы)

Факультет народов Крайнего Севера (ФНКС) был открыт в РГПУ им. А.И. Герцена в 1930 г. для решения вопросов подготовки национальных кадров в области просвещения. За эти годы факультетом был сделан значительный вклад в формирование интеллектуальной элиты коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, в формирование кадров национальной интеллигенции: более 40 выпускников факультета стали писателями и поэтами, более 50 – учёными-североведами. Все годы своего существования факультет выполнял задачу большой исторической и политической важности – задачу сохранения и развития уникальных языков и культур коренных малочисленных народов Севера. В сентябре 2001 г. ФНКС в структуре РГПУ им. А.И. Герцена закрыт.

В соответствии с. 1.10.9 Устава РГПУ им. А. И. Герцена и на основании решения Ученого совета университета от 27 июня 2001 г. (протокол № 9) с 1 сентября 2001 г. в структуре РГПУ им. А. И. Герцена открыт Институт народов Севера (ИНС).

ИНС сегодня – это уникальный этнолингвистический и этнокультурный научно-образовательный центр, в котором готовятся педагогические кадры высшей квалификации по языкам, культуре, фольклору, литературе, истории народов Севера.

Профессорско-преподавательским коллективом ИНС подготовлено значительное число научных монографий, программ, учебников, учебных и методических пособий, двуязычных словарей для средних и высших учебных заведений Крайнего Севера и Дальнего Востока. ИНС внес большой вклад в создание письменности и литературы многих народов Севера. Эта работа продолжается и сегодня.

Профессиональную подготовку студентов осуществляют 7 кафедр: кафедра уральских языков и методики их преподавания, кафедра палеоазиатских языков и методики их преподавания, кафедра алтайских языков и методики их преподавания, кафедра «Преподавание русского языка в национальной школе», кафедра литературы и методики ее преподавания, кафедра этнопедагогики и этнопсихологии, кафедра этнокультурологии.

ИНС ведет подготовку по 3 основным и 3 дополнительным специальностям: Русский язык и литература (с доп. специальностью «Родной язык и литература»), Родной язык и литература» (с доп. специальностью «Иностранный язык и литература»), Культурология (с доп. специальностью «История» и специализациями по искусству и фольклору НКС).

Обучение студентов по специальностям осуществляется в 19 учебных группах.

В настоящий момент указанные кафедры осуществляют подготовку учителей родного языка для школ, детских дошкольных учреждений, средних специальных учебных заведений Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока по 23 языкам коренных малочисленных народов.

Кафедра уральских языков – по 11 языкам: ненецкий,нещанский, энецкий, нганасанский, мансийский, хантыйский, селькупский, саамский, ительменский, кетский, вепсский.

Кафедра алтайских языков – по 7 языкам: долганский, эвенский, эвенкийский, нанайский, ульчский, удэгейский, орокский.

Кафедра палеоазиатских языков – по 5 языкам: нивхский, чукотский, корякский, юкагирский, эскимосский.

Преподавание таких языков как нганасанский, долганский, ительменский и некоторых других осуществляется только в ИНС РГПУ им. А.И. Герцена.

В ИНС (по специальности «культурология») выпускники получают специальную подготовку для преподавания в школах Крайнего Севера дисциплин этнорегионального блока: «История и этнография НКС», «Культура и быт коренных народов Крайнего Севера», вводимых в настоящий момент в северных школах в русле реформирования образования на Крайнем Севере.

Новые горизонты развития учебной, методической и научно-исследовательской работы студентов и преподавателей ИНС предоставляют введенные в эксплуатацию компьютерные классы с выходом в «Интернет» и лаборатории устной речи в учебном корпусе института. Разрабатываются новые учебно-методические пособия на основе информационных технологий, в том числе по языкам народов Севера.

Научно-исследовательская работа коллектива ИНС ведется по направлению «Североведение: образование и наука». Ученые института ежегодно издают научные монографии, сборники научных трудов (серии «Североведческие исследования», «Литература народов Севера» ), проводят международные, российские конференции по проблемам североведения. В 2005 г. проведена VII международная научно-практическая конференция «Реальность этноса», консолидирующая исследователей этнологов, педагогов, историков, философов, филологов, искусствоведов из стран зарубежья и более 70 регионов Российской Федерации.

На базе ИНС работает Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации по рецензированию учебно-методических комплексов для дошкольных образовательных учреждений, школ, средних специальных учебных заведений и вузов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Основное направление научно-исследовательской деятельности ИНС – «Североведение: наука и образование». Предметом внимания ученых института являются также проблемы научно-педагогического образования на Севере. ИНС сотрудничает в этом направлении с другими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями С.-Петербурга и северных регионов России (Новосибирск, Якутск, Владивосток, Хабаровск, Магадан, Ханты-Мансийск, Улан-Удэ, Петрозаводск, Дудинка и др.).

По результатам исследования кафедр ИНС в 2004 г. опубликовано более 200 научных, научно- и учебно-методических работ, в том числе: 2 монографии, 5 учебных пособий (для школы и вуза), 4 методических разработки, более 150 научных и научно-методических статей.

Преподавателями ИНС защищено за последние три года 4 докторские диссертации – Т. Д. Булгакова (кафедра этнокультурологии); Н. М. Артемьевым (кафедра алтайских языков и методики их преподавания); Е. С. Роговером (кафедра литературы и методики ее преподавания); Мызниковым С. А. (кафедра уральских языков и методики их преподавания); 3 кандидатские диссертации С. Н. Терешкин (кафедра уральских языков и методики их преподавания); Е. В. Малышева (кафедра этнопедагогики и этнопсихологии); Л.В.Оганезова (кафедра литературы и методики их преподавания).

В ИНС работают (в качестве преподавателей-совместителей) ведущие научные сотрудники известных научно-исследовательских и музейных учреждений С.-Петербурга – Российского этнографического музея (РЭМ), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (МАЭ Кунсткамера) РАН, Государственного музея истории религии (ГМИР), Института лингвистических исследований РАН, Государственного института истории искусств и др.

В настоящее время ИНС обладает достаточно высоким научно-педагогическим потенциалом – здесь трудятся: более 70 преподавателей, из них: 17 докторов наук, профессоров, член-корреспондент РАЕН, 36 кандидатов наук, доцентов, 1 Заслуженный деятель культуры РФ, 1 Заслуженный работник культуры РФ, 6 членов-корреспондентов и действ. членов российских и международных Академий, 3 члена Союза писателей РФ, 1 член Союза дизайнеров РФ.

В ИНС работает аспирантура по специальностям: «Языки народов РФ», «Культурология», «Литература народов РФ» (при кафедрах уральских языков, этнокультурологии и литературы и методики ее преподавания), где в настоящий момент обучается 17 аспирантов.

На базе ИНС работает диссертационный совет Д 212.199.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальностям: 10.02.02 – Языки народов Российской Федерации (языки малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока), 10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока), 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология (председатель совета д.ф.н., профессор А.А.Петров). Только в 2004 г. в совете защищены 1 докторская и 5 кандидатских диссертаций ученых различных регионов России.

В институте уже более 40 лет активно работает фольклорный театр-студия «Северное сияние» – единственный подобного рода коллектив в европейской части России.

В ИНС сегодня обучаются представители 21 региона Севера, Сибири и Дальнего Востока: Ханты-Мансийский АО; Ямало-Ненецкий АО; Ненецкий АО; Эвенкийский АО; Чукотский АО; Корякский АО; Таймырский АО; Республика Саха (Якутия); Красноярский край; Хабаровский край; Сахалинская обл.; Мурманская обл.; Республика Бурятия; Иркутская обл.; Амурская обл., Читинская обл. Приморский край, Архангельская область, Ленинградская обл., Агинско-Бурятский АО, Камчатская область, Томская область, г. Санкт-Петербург.

Обучающиеся в ИНС студенты – представители 26 национальностей: ненцы – 39, эвенки – 30, ханты – 29, чукчи – 19, эвены – 28, манси – 18 долганы – 13, нанайцы – 15, нивхи – 5, селькупы – 13, коряки – 3, саамы – 9, юкагиры – 4, ульчи – 2, ительмены – 5, кеты –5, удэгейцы – 3, чуванцы – 1, вепсы – 20, нганасаны – 2, сойоты – 2, алеуты – 1; кроме того: русские – 24, якуты – 31, буряты – 12, немцы – 1. Всего представителей малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по дневной форме обучения – 265 чел.; других национальностей, направленных на учебу из регионов Севера – 68 чел.).

Сегодня в ИНС обучаются по дневной форме обучения – 334 студента, по заочной форме обучения – 58 студентов (по специальности «Культурология»). Всего контингент студентов ИНС составляет 392 человек.

С 1 сентября 2002 г. прием в РГПУ им. А.И. Герцена осуществляется по всем специальностям (более 100) через Институт народов Севера при заключении договоров на целевую подготовку кадров с регионами Севера, Сибири и Дальнего Востока.

ИНС имеет многолетние связи плодотворного сотрудничества со многими научными и образовательными центрами Канады, Финляндии, Норвегии, Венгрии, Франции, Японии и других стран. Не случайно, в год 300-летнего юбилея г. Санкт-Петербурга дар Правительства Канады городу – скульптурная композиция «Инукшук» – установлена именно в Институте народов Севера.

Google
WWW lingsib.iea.ras.ru
© ИЭА РАН, 2005 г.
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве