Лалаева Майя Ефимовнастарший научный сотрудник лаборатории по разработке УМК по родным языкам и литературе ИПКиРРО, г. Ханты-Мансийск Мансийский язык в социокультурном пространстве югрыЛалаева Майя Ефимовна Мансийский язык, являясь малочисленным языком народов Севера, относится к финно-угорской группе языков. На мансийском языке говорят манси (вогулы), проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа и севера Свердловской области. Общая численность манси, по последней переписи населения – 12 тыс. человек. По классификации венгерского ученого Б. Мункачи, в мансийском языке выделялось четыре диалектных групп: северная – сосьвинская, западная – пелымская, восточная – кондинская, южная – тавдинская. В последние десятилетия в Ханты-Мансийском автономном округе функционирует один сосьвинский диалект. Сосьвинский диалект положен в основу письменного языка манси, на нем издается вся печатная литература. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является многонациональным, поэтому политика Правительства округа направлена на сохранение и развитие самобытной культуры и традиций народов Югры [1], в связи с этим большая роль отводится развитию образования коренных малочисленных народов Севера. Приоритетность развития национального образования закреплена Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа», «Законом о региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта в ХМАО». В округе создан ряд научных учреждений коренных малочисленных народов Севера. Изучением национальной культуры и языков, развитием этнокультурного образования занимается Научно-исследовательский институт угроведения, где ведутся фундаментальные и прикладные исследования в области языков, литературы, этнографии и фольклора обских угров. Сбором фольклора, его обработкой и хранением занимаются Белоярский Научный фольклорный архив северных ханты и Березовский Научный фольклорный архив народа манси. В Югорском государственном университете открыт Институт языка, истории и культуры народов Югры. В Институте повышения квалификации и развития регионального 15 лет работает кафедра этнообразования обско-угорских народов, структурным подразделением кафедры является лаборатория по разработке учебно-методических комплексов по родным языкам и литературе. За период работы сотрудниками кафедры изданы программы по родным языкам и литературе, базовые учебники по хантыйскому и мансийскому языку, по хантыйской и мансийской литературе, книги для дополнительного чтения на родных языках, методические пособия, картинные словари, двуязычные тематические словари, раздаточные таблицы по родным языкам. Сотрудниками кафедры в Санкт-Петербургском филиале издательства «Просвещение» опубликовано более 70 наименований учебно-методической литературы. На кафедре проводится большая работа по изучению и анализу социолингвистической ситуации в округе на территориях компактного проживания автохонных народов для удовлетворения социального заказа на разработку и внедрение учебно-методических пособий по родным языкам и литературе. Анализ социолингвистической ситуации за последние три года дает неутешительные показатели. Количество детей, считающих мансийский язык родным языком, составляет от общего числа, изучающих мансийский язык в школе, 42%. У обско-угорских народов эта проблема актуализируется еще и тем, что за последние годы выросло целое поколение людей, оторванных от духовных корней своего народа, его культуры, которые в настоящее время являются родителями учащихся школ. Анкетный опрос родителей показывает, что общение членов семьи происходит на русском языке, только 20% родителей владеют родным языком, многие из них не знают или слабо знают язык. Особую тревогу вызывает сокращение территории бытования и преподавания в школе мансийского языка. В Кондинском районе преподавание мансийского языка ведется на сосьвинском диалекте в Шугурской средней общеобразовательной школе, из 101 ученика школы - 73 изучают мансийский язык. В Октябрьском районе преподавание мансийского языка ведется на обском говоре сосьвинского диалекта в Нижне-нарыкарской средней общеобразовательной школе. В школе обучается 114 учащихся из них - 80 изучают родной язык. Изучение мансийского языка ведется также в старшей группе Дошкольного образовательного учреждения «Белочка» п. Нижние Нарыкары, из 33 воспитанников – 10 изучает родной язык. В Березовском районе преподавание мансийского языка ведется на сосьвинском диалекте в средних общеобразовательных школах п. Ванзетур (всего учащихся 101, из них изучают мансийский язык – 67, 101 - 67), Сосьва (217 – 217), Саранпауль (379 - 180), Няксимволь (63 – 50), в начальных школах п. Саранпауль (75), д. Кимкъясуй (3 -3), д. Ломбовож (15 -15), д. Щекурья (10 – 10). Всего в округе мансийский язык изучают 1042, из них 783 учащихся по национальности манси. [2] Изучение мансийского языка в округе также ведется в дошкольных учреждениях, центрах дополнительного образования, этно-оздоровительных центрах. Обучение родному языку в дошкольных учреждениях ведется в специально оборудованном помещении, воспроизводящем этнографический мини-музей, создающем определенный эмоциональной настрой на занятиях. Обучение родному языку предусматривает знакомство с фольклором, сказками, стихами, загадками, народными песнями и танцами, с народными традициями и обычаями, с декоративным и прикладным искусством своего народа. Дети участвуют в народных праздниках «Вороний день», «Медвежьи игрища», конкурсах и выставках по народной культуре и истории родного края. Обучение мансийскому языку в детских садах предполагает овладение детьми дошкольного возраста навыками и умениями устной речи, орфоэпических норм родного языка. В школах первой ступени у учащихся складываются представления о своей национальной принадлежности, о национальной культуре. Они продолжают знакомиться с жанрами фольклора, стихами, сказками, легендами, народными преданиями, декоративным и прикладным творчеством. Обучению языку, согласно закона о национально-региональном компоненте Базисного учебного плана, отведено 3 часа в неделю. В программах по родному языку среднего звена усиливается практическая направленность. Основной целью становится введение школьников в мир родного языка, развитие умений пользоваться лексическими богатствами и выразительными средствами языка, формирование культуры речи. В 10-11 классах мансийский язык изучается на факультативных и элективных курсах. В течение ряда лет в национальных школах округа ведется экспериментальная работа, направленная на приобщение школьников к этнической культуре, родному языку, обычаям, традициям, к формированию у них этнического самосознания. Общей проблемой экспериментальной работы школ является «Формирование и развитие национального самосознания учащихся». В режиме эксперимента работают 6 национальных школ, школы имеют статус окружных экспериментальных площадок, среди них Саранпаульская муниципальная средняя общеобразовательная школа Березовского района. Экспериментальная работа направлена на укрепление связей с родителями и социумом в соответствии с разработанной программой «Школа, родители, социум», которая предусматривает активное участие в жизни школы старшего поколения поселка, работников музыкальной и детской спортивной школ, родителей. Среди основных направлений работы можно выделить следующие:
В ходе экспериментальной работу получены позитивные результаты, о чем свидетельствует сравнительные данные об уровне сформированности национального самосознания у учащихся Саранпаульской средней школы Березовского района.
В Ханты-Мансийском автономном округе широко развита сеть этно-оздоровительных центров, действующих в рамках программы «Дети Севера», подпрограммы «Дети Югры». Из 14 этноцентров три центра действуют на территории проживания манси: «Няврамыт Павыл», «Мит ущ», «Вэлмэ» в Кондинском районе, два центра – «Чуанель», «Мань ускве» в Березовском районе. В этно-оздоровительных центрах наряду с отдыхом и оздоровлением детей развивается система воспитания подрастающего поколения в духе народных традиций. В этноцентрах проводятся курсы по родному языку, традиционной культуре, традиционным промыслам, участники летних смен занимаются расшифровкой фольклорных материалов, исследовательской работой. В работе центров активно принимают участие национальные общины, старейшины хантыйских и мансийских родов, народные мастера − носители культуры, этнографы, археологи, лингвисты, сотрудники музеев. В городских условиях приобщение к родному языку возможно в воскресных школах, на языковых курсах, в центрах дополнительного образования. Так, в г.Ханты-Мансийске третий год действует детская творческая студия «Лылынг союм», где наряду с изучением основ декоративно-прикладного творчества, танцевального и музыкального искусства, ведутся занятия по мансийскому языку. Родную мансийскую речь можно услышать на телевизионных каналах ОТРК «Югра» и ТРК «Югория, в ежедневных передачах по радио. На протяжении многих лет в округе издается мансийская газета «Луима сэрипос». Юные жители Югры имеют возможность соприкоснуться с языком и культурой родного народа в театре обско-угорских народов. Музыкально-актерская группа театра состоит из талантливых актеров ханты и манси, студентов Югорского государственного университета. Для школьников проводятся творческие вечера-встречи с артистами театра. Ежегодно в округе проводятся детский фестиваль фольклорных коллективов «Салыкве» («Олененек»), собирающий ежегодно более 14 фольклорных коллективов. В девяти номинациях состязаются юные фольклористы, мастера декоративно-прикладного искусства. Особой популярностью в округе пользуется детский фестиваль декоративно-прикладного творчества «Сорни ешие» («Золотые ручки»), который проводится с целью выявления лучших детских творческих коллективов, одаренных детей, занимающихся традиционным искусством. И все же в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в последние десятилетия, не смотря на активное возрождение культуры обско-угорских народов, рост этнического самосознания, актуализируется проблема сохранения и развития языков малочисленных народов, в том числе и мансийского языка. В связи с этим на первый план обеспечения учебного процесса национальных школ выдвигается проблема обеспечения учебно-методическими комплексами по родному языку для не владеющих языком. В институте повышения квалификации и развития регионального образования г.Ханты-Мансийска при кафедре этнообразования обско-угорских народов открыта лаборатория по разработке учебно-методических комплексов по родным языкам и литературе. Задачей созданной лаборатории является разработка программ, учебников и учебных пособий для детей, не владеющих родным языком и изучающим его как иностранный язык. В Лаборатории разработаны Перспективные планы переиздания устаревших, но востребованных в школах округа учебников и учебных пособиях и подготовка рукописей учебно-методических комплексов по хантыйскому и мансийскому языкам. При лаборатории созданы авторские коллективы, в состав которых вошли опытные учителя, методисты, ученые, научные сотрудники. Для них на кафедре этнообразования ОУН проводятся консультации, стажировки, освещающие современные требования к созданию программ, учебников и учебных пособий нового поколения. В феврале 2005 года был проведен, совместно с представителями Санкт-Петербургского филиала издательства «Просвещение», первый семинар авторов учебников по теме «Учебно-методические комплекты по родным языкам и литературе». Проблемы учебно-методического обеспечения решаются последовательно и поэтапно от изучения и обобщения передового опыта учителей родного языка, отбора содержания языкового материала до разработки оригинальных учебных и методических материалов, разработки и апробации программного обеспечения по курсу родного языка, создания оригинальных авторских учебников по родным языкам, в том числе и мансийского языка. При разработке учебно-методических комплексов по родным языкам нового поколения авторские коллективы стремится соответствовать общим критериям:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ИЭА РАН, 2005 г.
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
|