Тематический блок II

Опыт и проблемы преподавания языков, находящихся под угрозой исчезновения, в школах и ВУЗах России

Кураторы – И.В. Шенцова и А.А. Бурыкин

  1. Бурыкин А.А. Языки малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в динамике изменений образовательной языковой среды [ текст ]

    …Обсуждение проблем овладения и пользования вторым языком при двуязычии надо начинать с того, чего обычно не делали ни лингвисты, ни социологи, ни тем более педагоги – с анализа двуязычия в той языковой среде, в которой растут, воспитываются и обучаются школьники и студенты, и продолжать, рассматривая то, что по существу никогда не делалось при обсуждении проблем двуязычия…

  2. Шенцова Ирина Витальевна Изучение родного языка и культуры шорской молодежью в условиях вузовского и послевузовского образования [ текст ]

    …В системе высшего филологического образования шорский язык и литературу изучают в качестве дополнительной специальности на факультете русского языка и литературы в КузГПА г. Новокузнецке с 1989 г. … В 2002 г. в аспирантуре КузГПА открыта специальность 10.02.02 «Языки народов России (шорский язык)»…

  3. Захарова Лариса Васильевна [ текст ]

    …Языки малочисленных народов Севера лишились возможности полноценно функционировать. Выросло целое поколение 20-летних молодых людей, не знающих родного языка, обычаев, традиций. В результате этого у молодежи возникает чувство внутреннего душевного дискомфорта, деградирует этническое самосознание и психика … Общая тенденция утраты родного языка обусловлена конкретной ситуацией на местах, которая регулировалась сознательной волей отдельных людей или игнорированием проблем развития языков малочисленных этносов…

  4. Лалаева Майя Ефимовна Мансийский язык в социокультурном пространстве Югры [ текст ]

    …В течение ряда лет в национальных школах округа ведется экспериментальная работа, направленная на приобщение школьников к этнической культуре, родному языку, обычаям, традициям, к формированию у них этнического самосознания. Общей проблемой экспериментальной работы школ является «Формирование и развитие национального самосознания учащихся»…

  5. Готыч Светлана Николаевна
  6. Заксор Любовь Жоржевна Опыт и проблемы преподавания нанайского языка в Институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена [ текст ]

    …Число говорящих на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ежегодно уменьшается, поэтому для сохранения и устойчивого развития этих народов необходимо сохранение языков. В первую очередь остро стоит проблема обучения родных языков в дошкольных, средних общеобразовательных, специальных и высших учебных заведениях…

Google
WWW lingsib.iea.ras.ru
© ИЭА РАН, 2005 г.
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве